Директор ЦДКиО Петродворцового благочиния выступил с докладом на ежегодной августовской педагогической конференции.

В канун нового учебного года, 31 августа 2021 года, в школе №319 (Петергоф, Бобыльская дорога, 59, корп. 2,) состоялась Педагогическая конференция «Петербургское образование – пространство возможностей».

Участников традиционной августовской встречи приветствовали глава администрации Петродворцового района Дмитрий Попов, заместитель главы Елена Щербина, директор Центра духовной культуры и образования (ЦДКиО) Петродворцового района, протоиерей Георгий Лаврушин.

С докладом об основных тенденциях и направлениях развития системы образования Петродворцового района выступила начальник Отдела образования Людмила Локтионова. Она представила широкую панораму жизни петергофской школы, ее успехов и проблем, сформулировала цели и приоритеты, продиктованные реализацией широкомасштабных национальных и федеральных проектов.

Высокое качество петергофского образования подтверждается не только успехами выпускников 2021 года на государственной итоговой аттестации, победами на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, но и выводами Организации экономического сотрудничества и развития по результатам Международного сравнительного исследования PISA. В докладе были отмечены образовательные учреждения, педагоги, учащиеся, которые смогли добиться значительных успехов в учебной и профессиональной деятельности. Также очень актуально прозвучал доклад Елены Стоговой, директора гимназии №426 имени Героя Советского Союза Дмитрия Костылева, «Новая стратегия воспитания».

В завершение конференции с докладом выступил директор ЦДКиО Петродворцового благочиннического округа, протоирей Георгий Лаврушин «Исторические уроки в контексте взаимодействия Церкви и Государства». В частности, о. Георгий сказал:

«Само слово ˝история˝ для образованного человека обозначает – тот, кто был на событии, слово ˝истор˝. Мы по-разному можем относиться к урокам истории. Негативно. Позитивно. Но сама жизнь нам диктует, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и фигуры исторические в глазах потомков вызывают множество противоречий. И это нормально, т.к. мы всего лишь люди. Мы – в ответственности перед нашими потомками за то, что мы сделали сейчас, здесь, в наше время.

Действительно, если мы рассмотрим средневековый период нашего государства, то мы обнаружим, что, как бы мы не относились к единению Церкви и Государства тогда и разделению его теперь, мы отмечаем, что именно духовная составляющая легла в основу патриотизма и объединения нашего народа. При любых кризисных ситуациях, наша с вами жизнь есть отображение нашего внутреннего мира.

В рамках сотрудничества с Отделом образования Петродворцового района у нас есть богатый опыт общения вне школьных программ, как, например, Рождественские чтения уходящего года, посвященные 800-летию со дня рождения св. блгв. вел. кн. Александра Невского. Собственно говоря, таким образом мы помогаем всем учащимся понять, насколько важно при решении текущих политических и социальных задач думать о нашем будущем. Теперь, спустя восемь веков, мы это осознаем.

Мы надеемся и в этом году на Рождественских чтениях иметь подобное успешное сотрудничество с Отделом образования. Тема всем известная, это «Личность Петра Первого: секулярность жизни и религиозность». В 2022 году будет отмечаться 350-летие со дня его рождения. И такая противоречивая фигура как Петр Первый для самой Церкви сделала колоссальные изменения в административно-образовательном формате.

По большому счету, мы с вами должны признать, как мудр был Ф. М. Достоевский: его выражение, что ˝если Бога нет, то все позволено˝, для нас с вами сейчас имеет особенно актуальное значение. Что же сейчас происходит? У нас уходит, мы будем говорить даже не духовность, а нравственность из науки, политики, нашей культуры. Мы наблюдаем подмену мира духовного миром научно-техническим. И эту подмену практически никто не замечает. Мы находимся в бешеном ритме. Иногда происходят всплески, которые вынуждают нас сбавить скорость и оглядеться: какие-то трагические события, какие-то природные катаклизмы, – заставляют задуматься о смысле нашего бытия. И вот здесь, уважаемые, мы можем с вами понять, что действительно важно то, как мы с вами усваиваем эти уроки истории.

Очевидно, что система образования практически во все времена имела духовную составляющую. И это факт непреложный, как все исторические факты. Мы с вами понимаем, что именно теперь мы должны задуматься о самой сути слова ˝образование˝. Слово ˝образ˝, как и слово ˝истор˝ весьма значимо для нас. Сейчас я не буду говорить о церковном смысле этого слова. Даже в нашем, общечеловеческом, формате мы видим: образ – это – отражение. И образование в нашем сотрудничестве с Отделом образования – извините за тавтологию – оно действительно является той областью нашей жизни, которая концентрирует наши мысли, сердечные устремления, душевные порывы. Система образования фактически является тем фундаментом, на котором базируется наше с вами ближайшее будущее. И причинно-следственные связи здесь очевидны. Если заглянуть вглубь, то мы с вами увидим, что сама жизнь диктует необходимые достаточные условия для формирования нового взаимодействия Церкви и Государства.

Мы с вами слышали слова Президента о том, что для реформации системы образования нашего государства нужно возродить воспитание детей. И это нормально, потому что мы понимаем, что семья в современном обществе она несколько изменила формат влияния на личность. Многое утеряно, сделано множество ошибок. Но самое страшное в нашей жизни это не упасть, самое страшное – это не подняться! И мы с вами обнаружим в

Основном законе хорошее изменение – ˝мы имеем историческое наследие от своих предков, выраженное в нравственных принципах и вере в Бога˝. Это слова из нашей Конституции. Есть изменения позитивного характера хотя бы в том, что мы с вами сейчас, реально можем посмотреть на то, к чему приводит бездуховность, к чему приведет безнравственность в ближайшее время, если искусственный интеллект будет фактически диктовать нам изменения в наших взаимоотношениях.

Что же происходит? А возрастает роль образовательных учреждений, причем гипертрофированно, на мой взгляд. Если мы сейчас не будем вносить серьезные изменения в формирование личности, нового мира, порой не к худшему изменяемого, то завтра мы будем жить уже почти в аду! И это, к сожалению, очень реально. И вопрос не только в политике и прочих силах современного мира, вопрос в роли учителя для современного общества. Она чрезвычайно велика. И мы с вами понимаем, что современный учитель – по сути воин за душу ребенка. Он всеми своими силами – интеллектуальными, душевными – пытается оградить его от всего разрушающего – того, что может уничтожить, если хотите, его идентичность, уничтожить его личность вообще, его жизнь, свести к абсолютной пустоте… Мы с вами понимаем, что современный учитель, скажем так, с его значением освоения технологий и прочих знаний больше должен соответствовать слову ˝педагог˝, который значит в переводе с греческого – все-таки не ˝научаю˝, а ˝вожу˝. Он ˝водит˝ своих учеников – весьма сакральный смысл слова ˝учитель˝ даже с духовной точки зрения. Мы не задумываемся об этом, опять-таки погружаясь в струю времени.

И мне радостно отметить, что на сегодняшний день у нас есть двусторонний опыт, который касается сотрудничества и со светской властью. Мы надеемся, что так будет и впредь. И в этой войне мы окажемся победителями, выйдя на улицу и обнаружив полноту нашего гармоничного мира. И вообще, дорогие учителя, я хотел бы от себя лично отметить, что именно педагог – сейчас есть первый человек в возрождении нашей страны и в политическом, и в социально-экономическом, и в религиозном формате. И дай, Бог, чтобы Господь укрепил силы наших учителей. Спасибо!»

Фото: предоставлено ИМЦ Петродворцового района

31.08.2021 г.

Прот. Георгий Лаврушин, директор ЦДКиО

Петродворцового благачиннического округа

Н. М. Сидорова,

Помощник благочинного Петродворцового округа

по взаимодействию с епархиальными СМИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *