В АЛЛЕЕ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ В ПЕТЕРГОФЕ БЫЛИ ОТСЛУЖЕНЫ МОЛЕБЕН И ЛИТИЯ

116-й годовщине основания Подводных сил ВМФ России посвящается:

По приглашению ветеранов-подводников Петродворцового района в субботу, 19 марта 2022 года, священник Петропавловского собора Петергофа, протоиерей Владимир Чорнобай в сослужении клирика собора совершил молебен о здравии и спасении не только подводников, но и всех воинов, которые исполняют свой долг защитников Родины, нашей любимой Святой Руси, а затем литию по погибшим морякам-подводникам и всем защитникам нашего Отечества. В этот день исполнилось 116 лет со дня основания Подводных сил ВМФ России.

Торжественная встреча проходила у памятного камня, установленного у Аллеи подводников, заложенной 01 июня 2000 года. Принять участие в этом знаменательном событии были приглашены ветераны-подводники и жители города.

На встрече выступил ветеран ВМФ, капитан I ранга, кандидат исторических наук Николай Владимирович Ельцов, много лет возглавлявший Музей ВВМУРЭ им. А. С. Попова. Он рассказал, что еще при императоре Петре I была осуществлена первая попытка построить «потаенное судно» – прототип подводной лодки. К сожалению, в XVIII веке не было ни достаточных знаний, ни материалов, чтобы обеспечить герметичность судна. Но в начале XX века указом императора Николая II от 6 (19) марта 1906 года: ˝В 6-й день марта сего (1906) года Высочайше повелеть соизволим включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки˝. Этот день считается днем основания Подводных сил ВМФ нашей страны, и от этого Указа ведет свой отсчет современный праздник – День моряка-подводника, который было приказано отмечать ежегодно 19 марта!

Указ о создании подводного флота был издан Императором Николаем II в 1906 году, хотя первые подводные лодки принимали участие уже в русско-японской войне (1904-1905 гг.).

Этим же указом 20 подводных лодок вошли в состав Подводных сил ВМФ России, хотя первая подводная лодка «Дельфин» была построена в 1904 году в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. И в русско-японской войне принимала участие не только она, но и другие лодки. Уже тогда они заставили врага содрогнуться от того, что есть такая сила, как подводные лодки.

К сожалению, после революции 1917 года этот праздник был забыт, и только лишь 15 июля 1996 года, т.е. через девять десятилетий после его установления, приказом №532 Главкома ВМФ России адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова было учреждено возродить праздник День подводника и отмечать его ежегодно 19 марта. К счастью, и по сей день жива эта славная традиция.

Как известно, Петергоф является городом, где располагаются несколько высших военных учебных заведений, которые хранят традиции венных училищ еще с царских времен, здесь находится Кадетский военный корпус и другие военные учреждения. В Петергофе находится и ВМПИ (Военно-морской политехнический институт), который продолжает славные традиции ВВМУРЭ им. А. С. Попова.

Подводные силы ВМФ России и Советского Союза за годы своего существования вписали немало героических страниц в ратную летопись Отечества. Например, в годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов. Пожалуй, трудно найти человека, который не знал бы легендарного подводника Александра Ивановича Маринеско. Но мало кто знает, что по количеству потопленных судов его опередил командир подводной лодки «Л-3» Петр Денисович Грищенко (по тоннажу уничтоженных кораблей А. И. Маринеско не превзойден). В годы ВОВ Грищенко командовал на Балтике гвардейской подводной лодкой «Л-3», которая потопила и повредила 15 боевых кораблей и судов противника.

Уже после войны, в 1959-1963 гг., капитан I ранга П. Д. Грищенко был начальником радиотехнического факультета ВВМУРЭ им. А.С. Попова. П. Д. Грищенко награждён 8 боевыми орденами и трижды представлялся командованием к званию Героя Советского Союза. Однако, к сожалению, так и не был его удостоен.

Затем Николай Владимирович рассказал о славных традициях развития подводных сил в послевоенные годы, когда в середине пятидесятых годов в Советском Союзе развернулась большая работа по созданию океанского ракетно-ядерного флота. В мае 1955 года командиром первой атомной крейсерской подводной лодки проекта 627 «Кит», заводской № 254, был назначен Леонид Гаврилович Осипенко, что явилось не только высокой честью, но и большой ответственностью.

Моряки-североморцы в содружестве с представителями ученых и судостроителей в короткий срок испытали и освоили принципиально новый корабль, которому в марте 1959 года был присвоен тактический номер «К-3».

Им пришлось пройти неизведанными, трудными и опасными дорогами,

проявив при этом мужество, самообладание, а также глубокие знания новой и новейшей техники. В 1958 году АПЛ под командованием Л. Г. Осипенко успешно прошла государственные испытания и в декабре 1958 года была принята в состав Военно-Морского флота СССР.

Многие из первопроходцев были удостоены правительственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 23 июля 1959 года за проявленные мужество и отвагу при испытании специальной техники капитану 1-го ранга Осипенко Леониду Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 2002 году была издана книга воспоминаний первого командира первой АПЛ «К-3 «Ленинский комсомол» Леонида Гавриловича Осипенко – «Подводники. Записки командира первой атомной подводной лодки», где он подробно рассказывает о жизни и быте экипажа АПЛ.  Эти воспоминания тем более интересны, что многие годы подробности этой службы сохранялись в строжайшей секретности.

В декабре 1959 года командиром АПЛ «К-3» (Северный флот) был назначен капитана II ранга Лев Михайлович Жильцов, под командованием которого с 11 по 21 июля 1962 года АПЛ «К-3» с экипажем на борту 126 человек совершила первый в истории ВМФ СССР поход (командир похода и старший на борту контр-адмирал Александр Иванович Петелин) под многометровыми льдами Северного Ледовитого океана и 17 июля 1962 года, выбрав подходящую полынью, всплыла в непосредственной близости от Северного полюса, продемонстрировав технические возможности юного советского атомного флота и высокое мастерство подводников-североморцев.

Толщина льда на Северном полюсе составляла 12 метров (!), а в месте всплытия в полынье находились сталактиты – сосульки до 30 м длиной, толстые и острые, – которые были очень опасны для лодки и при любой неточности могли повредить корпус лодки, и она не смогла бы всплыть. Однако, благодаря новейшим на том момент приборам – гирокомпасам, гидроакустической аппаратуре, эхоледомерам, – которые определяли толщину льда над лодкой, удалось всплыть точно, так что и корма и нос оказались у кромок льда полыньи. Измеренная эхолотом глубина океана на полюсе оказалась равной 4115 м.

Экипаж вышел на лед, и на месте всплытия 17 июля 1962 года был водружен флаг СССР! За этот поход капитану II ранга Л. М. Жильцову и механику – капитану III ранга Рюрику Александровичу Тимофееву, которому прямо во время похода приходилось проводить необходимые технические операции по поддержанию механизмов АПЛ в должном состоянии, – было присвоено звание Героя Советского Союза, а все члены экипажа были награждены орденами и медалями.

9 октября 1962 года АПЛ «К-3» присвоено почётное наименование «Ленинский комсомол».

При этом, поскольку АПЛ «К-3» была первой в своем роде, во время ее эксплуатации отмечались существенные недостатки конструкции, однако, команде удавалось ликвидировать их «на ходу», воздух постоянно смешивался из «грязных» отсеков с «чистыми», так что облучение получали все члены команды, а что касается персональных дозиметров, так члены экипажа просто «забывали» их в раздевалке!

Несмотря на чрезвычайно трудные условия службы, подводные силы ВМФ СССР продолжали упорно штурмовать Северный полюс и после первого похода пошел, если можно так выразиться, «звездопад»!

В 1963 году АПЛ «К-181» под командованием капитана II ранга Юрия Александровича Сысоева всплыла уже непосредственно на Северном полюсе, где ее экипаж поднял государственный флаг. Субмарина сделала то, что не смогли ни американский атомоход «Наутилус», ни советская атомная подлодка «К-3».

29 сентября 1963 года в 6:50 атомоход, достигнув пункта назначения и отыскав подходящую полынью (лед в 40 см не стал препятствием для подводников), всплыл точно на пересечении меридианов.

Арктический поход продолжался девять суток и три часа. За это время корабль прошел 3464 мили, из них больше половины – 1800 миль – подо льдом. Обширные научные сведения, полученные во время плавания, дали новый материал для освоения Северного Ледовитого океана.

Экипаж подлодки и командный состав ВМС за этот исторический поход были удостоены высших государственных наград. Сам же атомоход стал первым кораблем, награжденным орденом Красного Знамени в послевоенное время.

Также в 1963 году АПЛ «К-178» под командованием капитана I ранга Аркадия Петровича Михайловского, впоследствии командующего Северным Флотом, с 14 по 30 сентября совершила межтеатровый переход подо льдами Арктики с Северного флота через Берингов пролив на Тихоокеанский флот (командир похода – капитан I ранга Николай Константинович Игнатов).

За время похода АПЛ выполнила 10 ледовых маневров (2 всплытия в битом льду, 6 – в полынье и 2 приледнения). Лодка прошла под водой 3467 миль, из них подо льдами – 1620 миль.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану I ранга А. П. Михайловскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Но самое главное – это то, что экипаж подводной лодки передал морякам-тихоокеанцам шкатулку с землей, политой кровью моряков Заполярья.

Новым достижением в освоении океанских глубин стал поход отряда атомных подводных лодок: проекта 627а «К-133» (командир – капитан II ранга Лев Николаевич Столяров) и проекта 675 «К-116» (командир – капитан II ранга Вячеслав Тимофеевич Виноградов) под командованием контр-адмирала Анатолия Ивановича Сорокина с Севера на Камчатку вокруг Южной Америки. Впервые в истории отечественного флота за полтора месяца, со 2 февраля по 26 марта 1966 года, отряд прошел 25 тысяч миль в подводном положении, ни разу не всплывая на поверхность. За этот подвиг в мирное время очень многие моряки-подводники были удостоены звания Героя Советского Союза.

Командиры этих славных походов были не только награждены высокими правительственными наградами с присвоением звания Героя Советского Союза, но впоследствии заняли высокие командные должности в ВМФ СССР и России. Это славные страницы развития нашего подводного флота. О замечательных вехах развития Российского подводного флота можно много рассказывать.

Однако, к сожалению, были и трагические события в его истории, в частности, 7 апреля 1989 года суперсовременная атомная подводная лодка с титановым корпусом «Комсомолец» затонула в Норвежском море. Возник сильный пожар, моряки мужественно боролись, но спасти корабль не удалось, и командир дал приказ покинуть корабль. 43 человека погибло, в том числе погибли и 3 выпускника ВВМУРЭ им. А. С. Попова, поименно:

— Капитан III ранга ВОЛОДИН Александр Васильевич (1958-1989), выпускник 1980 года, факультет АСУ;

— Капитан-лейтенант ШУМЕЙКО Евгений Владимирович (1960-1989), выпускник 1982 года, факультет АСУ;

— Капитан-лейтенант СПЕРАНСКИЙ Игорь Леонидович (1962-1989), выпускник 1884 года, факультет РТВ.

В 1989 году было принято решение установить на месте, где с тех пор ежегодно проходят встречи ветеранов-подводников, закладной камень и впоследствии установить там памятник. Но события 1990-х годов не позволили это сделать.

В 2000 году у камня подводников, вдоль Самсониевского водовода, была разбита Аллея подводников и посажены молодые деревца, но в тот год почему-то листочки на деревьях не распустились, и это было как знак, а 12 августа 2000 года вся Россия и весь мир узнали о гибели атомной подводной лодки «Курск», где погиб весь экипаж, в том числе 4 выпускника ВВМУРЭ им. А. С. Попова, поименно:

— Капитан II ранга ДУДКО Сергей Владимирович (1969-2000) – старший помощник командира, выпускник 1991 года, факультет ГАК;

— Старший лейтенант КОРОБКОВ Алексей Владимирович (1975-2000), выпускник 1998 года, факультет ГАК;

— Старший лейтенант КОРОВЯКОВ Андрей Владимирович (1976-2000) выпускник 1999 года, факультет ГАК;

— Старший лейтенант ЕРАХТИН Сергей Николаевич (1977-2000), выпускник 1999 года, факультет БИУС.

На глубоководной станции 1 июля 2019 года погиб

— Капитан-лейтенант ДУБКОВ Михаил Игоревич (1989-2019), выпускник 2011 года, факультет БИУС.

Чтобы увековечить память своих героев, в День ВМФ России, 27 июля 2019 года, на территории ВМИРЭ им. А. С. Попова был открыт памятник выпускникам училища, погибшим при исполнении воинского долга в мирные дни.

Отмечая славный праздник День подводника, не будет преувеличением сказать, что для российского моряка-подводника понятия долг, честь и Отечество – не громкие слова, а смысл жизни. В истории ВМФ навсегда останутся имена тех, кто до конца выполнил свой воинский долг, кто из отсеков подводных лодок «шагнул в бессмертие», потому что есть такая профессия – Родину защищать!

«Что касается нашего современного флота, то это – наша гордость, наша сила и наша мощь!» – так закончил свой рассказ Н. В. Ельцов.

Во время молитвы о здравии о. Владимир помянул имена всех присутствовавших ветеранов, их боевых товарищей и членов их семей, а также пожелал здравия и сил всем Российским воинам, защищающим нашу страну на своих боевых постах!

Во время заупокойной литии все присутствовавшие возложили цветы к закладному камню, а после ее окончания все участники сделали фото на память о встрече.

Особенно хотелось бы отметить, что во время всей встречи, ощущалась благоговейная благодатность молитвы и во время молебна о здравии, когда пропели «многая лета!», и главным пожеланием всех выступавших было, «чтобы число погружений равнялось числу всплытий», и во время заупокойной литии по погибшим товарищам. И конечно же всех присутствовавших на тожественной встрече переполняла гордость за свою Родину – Россию и за то, что небольшой город Петергоф имеет такие славные воинские традиции и такой мощный потенциал в служении Родине и обороноспособности нашей страны.

Господи, спаси Россию! Русь Святая, храни Веру Православную!

 

19.03.2022 г.

Н. В. Ельцов, ветеран ВМФ, капитан I ранга, кандидат исторических наук

Н. М. Сидорова,

помощник благочинного Петродворцового округа

по взаимодействию с епархиальными СМИ

Фото: Светлана Бояшова и Валерий Левковский

 

 

Фильмы о подводниках:

«К-3 «Ленинский комсомол»:

https://www.youtube.com/watch?v=ceBxtMxXCZY

 

Правда о Курске – 1 серия «Бездна»:

https://www.youtube.com/watch?v=TmYdK3vtYTI

Правда о Курске – 2 серия «Взрыв»:

https://www.youtube.com/watch?v=HWEqb_uDrxk

Как Российская подлодка всплыла возле статуи Свободы в США

https://www.youtube.com/watch?v=yFJvCPGMfQQ

 




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *