Духовно-исторические предпосылки СВО

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

История нашей страны богата и противоречива. Мы знали великие победы и разгромные поражения, эпохи процветания и упадка, не раз враг разорял нашу землю, и не раз мы раздвигали свои границы. Но во все времена, начиная с равноапостольного князя Владимира, было нечто, не позволявшее сломаться под натиском исторических бурь или разомлеть в благополучии, — Вера Православная. Лишь в XVIII веке в результате реформ Петра I, повлекших за собой безудержную европеизацию России, от Православия, по сути, отходит значительная часть дворянства, что заражает его презрением к народу и приводит к расцвету жесточайшего крепостного права. Подчинение Церкви государству, отныне уполномоченному назначать Святейший Синод, привело к тому, что Церковь оказалась в слишком тесной зависимости от земных правителей, от сильных мира сего.

В XX веке вслед за аристократией от Православия массово отказывается и народ, плоды чего мы пожинаем до сих пор. Попытка подменить Православие коммунистической идеологией была отчасти успешна лишь на коротком историческом этапе, и уже после смерти Сталина этот идеологический новодел стал давать серьезные сбои. А в XXI веке в условиях рухнувшего недостроенного коммунизма и только начинающего возрождаться Православия Россия оказалась практически без идеологического стержня.

Чтобы понять, к сколь пагубным последствиям это может привести (вплоть до гибели страны), обратимся ко временам святого благоверного великого князя Александра Невского, соединившего в своих свершениях беззаветную преданность Православию и ревностное служение Руси. Это был святой князь-воин, гениальный полководец, определивший путь развития русского военного искусства почти на три века вперед, умевший учиться даже у врагов.

В начале XIII века армия крестоносцев захватила Константинополь (1204 год). Восточная Римская Империя (Византия) пала в первый раз, и Православный мир остался без лидера. Русь, раздробленная на множество княжеств (см. рис. 1), оказалась в ситуации судьбоносного выбора. Перед ней открылись три пути:

1) объединиться и стать новым лидером Православного мира;

2) не имея сил преодолеть феодальную раздробленность, сохранить Православие;

3) предать Православие и быть поглощенной католическим миром в качестве единого целого или по частям (отдельными княжествами).

Русская раздробленность не дала осуществиться первому и третьему пути. В итоге Русью в целом был избран второй («срединный») путь. Однако были княжества, попытавшиеся осуществить крайние пути. На их выбор повлиял новый весомый фактор — возвышение империи Чингисхана.

В 1223 году первый контакт Руси с монголами (их разведка боем) закончился разгромом русско-половецкого войска на реке Калке близ Азовского моря. Победители ушли восвояси, но участь Руси это не облегчило. За 14 лет, прошедших от битвы на Калке до полномасштабного вторжения, князья раздробленной Руси не сделали практически ничего, чтобы подготовиться к надвигающейся войне, которая была неизбежна. Они продолжали грызться между собой, растрачивая впустую воинские ресурсы Руси и не видя дальше границ своих княжеств. Разразившаяся буря застала их врасплох: в 1237 году монголы под предводительством Батыя двинулись на Русь. Они превосходили русских численностью и тактикой, были хорошо вооружены китайским и арабским оружием и доспехами, потому легко громили поодиночке армии разрозненных русских княжеств. Вскоре Северо-Восточная (Владимирская) Русь превратилась в пепелище. Через 1-2 года та же судьба постигла Юго-Западную (Киевскую и Галицкую) Русь. Монголы доказали, что раздробленная Русь XIII века не может им противостоять.

В то же время на северо-западном направлении вовсю орудовал Ватикан, надеявшийся уничтожить Православие и окатоличить Русь. Его орудиями стали Шведское и Датское королевства, а также могущественный Тевтонский орден, в том числе его Ливонская комтурия (Ливонский орден) — остаток разгромленного ранее Литвой ордена Меченосцев.

Вторжение Батыя стало потрясением для княжича Александра Ярославича. Он понял, что противостоять монголам невозможно — но при этом их интересует только дань, на веру они не покушаются. Кроме того, у монголов можно было многому научиться: организации войска, тактике, государственному управлению и, главное — централизации власти, которая могла покончить с гибельной раздробленностью Руси. При этом молодой Александр также понимал, что католический Запад, в случае захвата им русских земель, не намерен оставлять места Православию, с чем князь не мог примириться. Александр сделал свой выбор в пользу Востока.

Скоро ему довелось использовать монгольские военные хитрости против нашествия с Запада. В 1240 году, по благословению папского престола и в рамках договора с Тевтонским орденом и Датским королевством, крупное шведское войско напало на Русь. Узнав о приближении врагов, Александр вышел к их лагерю с неожиданной стороны и нанес внезапный удар численно превосходившему, но не готовому к бою, противнику, воспользовавшись традиционной для монгольских войск тактикой, не принятой на Руси и на Западе (см. рис. 2). Русские одержали победу, князь Александр отныне стал Невским.

Еще одну позаимствованную у монголов военную хитрость Александр применил на Чудском озере против Ливонского ордена в 1242 году. Типичным сражением на Руси и в Европе тогда была лобовая сшибка двух масс тяжелой конницы без тактических изысков. Этого ждали русские от монголов на Калке, такой бой хотели навязать Александру Невскому и ливонские рыцари. Александр избрал сценарий битвы на Калке — заманивание неприятеля в «клещи». Бой был принят на льду озера, а не на берегу. Тяжелые рыцарские кони дестриэ почти не умеют прыгать, и обрыв высотой около метра для них непреодолим. Рыцарский клин, увязший в русской пехоте, оказался зажат обрывистым берегом спереди и вышедшей из укрытий русской конницей по бокам и с тыла. «Клещи» захлопнулись (см. рис. 3).

После побед на Неве и Чудском озере юный князь Александр обратил на себя внимание хана Батыя, вручившего ему ярлык на великое княжение. Раздробленная Русь временно покорилась завоевателям, но сохранила веру Православную — тот стержень, вокруг которого сын Александра Невского Даниил начал собирать Русь. В дальнейшем Монгольская империя дробилась, а Русь объединялась, и, спустя два столетия, иго было снято в битве на реке Угре Иваном III Великим — потомком святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.

В одно время с Александром свой выбор между Западом и Востоком делал и Даниил Галицкий, стоявший во главе могущественного Галицко-Волынского княжества, ныне любимец украинских националистов.

Даниил, как и Александр, был умен и был почти таким же талантливым полководцем. Однако, от Александра его отличали гордыня и маловерие. Гордыня не позволила ему смириться с объективным превосходством Орды в военной силе, а недооценка роли Православия и заигрывания с Западом привели к союзу с последним против монголов. В результате этого союза вместо военной помощи Даниил Галицкий получил эфемерный католический титул «короля русского» — и толпы латинских миссионеров, наводнивших княжество, которые спешно принялись обращать его население в католицизм.

Крестовый поход в поддержку Даниила Галицкого против монголов сорвался за неявкой крестоносцев, и Даниилу пришлось самому отбиваться от направленной на него Батыем рати темника (полководца) Куремсы. Даниил имел частичный успех, но, когда Куремсе на помощь пришла рать Бурундая, галицкий князь капитулировал. Вскоре он умер при странных обстоятельствах. Его княжество, перестав быть идеологически монолитным, в последующие 100 лет было разорвано на части Польшей и Литвой. Именно это позволило в будущем польским королям принять титул «короля Русского», как бы «унаследованный» от потомков Даниила Галицкого, и претендовать на власть над всей Русью.

В то же время молодое и амбициозное княжество Литовское поглощало одно за другим русские княжества, не попавшие в сферу влияния Орды. Действуя где-то через династический брак, где-то дипломатией, где-то военной силой, Литва подчинила себе юго-западную половину бывшей Киевской Руси с городами Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Туров, Пинск, а присоединение в XIV веке Волынского княжества (бывшей вотчины «короля русского» Даниила Галицкого) и Киева («матери городов русских») позволило Литве претендовать на роль объединителя всех русских земель (см. рис. 4).

На ту же роль в XIV веке уже претендовала Москва. И Литва была бы альтернативным проектом Руси наряду с Москвой, ибо язычники литовцы, как и татаро-монголы, долгое время были веротерпимы и не мешали подданным исповедовать Православную веру. Часть литовской знати также приняла Православие. Но стараниями великого князя Ягайло Литва стремительно обращается в католичество и начинает гонения на Православие. Попрание веры превращает Литву из альтернативной Руси в анти-Русь. В 1380 году, когда Дмитрий Донской ведет войска объединенной Москвой Руси на Куликовскую битву, Литва ведет войска на помощь татарам, и лишь военный гений Дмитрия Донского позволил избежать боя с объединенным литовско-ордынским войском и разбить татар до подхода литовцев.

В будущем территории, попавшие под власть Литвы, станут Белоруссией и Украиной, причем Украина испытает на себе еще и сильное польское влияние. С земель бывшего Галицко-Волынского княжества, более других подвергшихся окатоличиванию, начнет расползаться по всей Украине униатство (ветвь католичества с обрядами, похожими на православные). Затем, в ХХ веке — бандеровщина, залившая кровью Украину и Польшу. (Так, отец Степана Бандеры был униатским «священником» и детей своих воспитал в духе крайнего украинского национализма и ненависти к России и русским). В годы Великой Отечественной войны бандеровцы с удовольствием исполняли роли охранников и палачей в фашистских концлагерях. А в XXI веке их идейные последователи превратили Украину в заповедник фашизма и спровоцировали вооруженный конфликт с Россией.

Для мирового зла, стоящего за сегодняшним преступным государством под названием «Украина» и ее кукловодами, мы все русские (в том числе украинцы и белорусы), и чем больше мы убиваем друг друга, тем для зла лучше. Но чтобы иметь возможность донести эту правду до украинцев, одурманенных пропагандой безоглядного ожесточенного уничтожения всего русского (от книг на русском языке до русскоязычных детей, от памятников Александру Невскому и Пушкину до пленных российских солдат, от кассеты с песнями Высоцкого до гражданина, посмевшего ее слушать в собственной машине, и т.д.), сначала надо победить.

Если проиграем, с нами никто разговаривать не станет — просто уничтожат, как уничтожили когда-то Галицко-Волынское княжество. Для Православия места в этом «дивном новом мире» не будет. Будет псевдо-православие, полностью зависимое от западных кукловодов и постепенно сдающее позиции под натиском содома, радикального феминизма, ювенальщины и прочих либеральных «ценностей». Только победа России в СВО может дать шанс спасти Святую Русь (Россию, Украину, Беларусь) от навязываемой мировым злом духовной деградации.

Время, братья и сестры, обратиться с молитвой к православному воину, князю, защитнику Православия:

Святой благоверный великий княже Александре Невский, моли Бога о нас! Испроси у Господа нам Победу над всеми врагами Святой Руси, видимыми и невидимыми. Аминь!

 

*15 июля 2023 года исполнилась очередная, 783-я, годовщина со дня победы в Невской битве. Вспомнить это знаменательное событие и его уроки вполне уместно и поучительно.

 

15.07.2023

Илья Полупан,

Историк-любитель, прихожанин

Петропавловского собора Петергофа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *