Трижды в год – на Радоницу, в Троицкую и Димитриевскую родительские субботы – на старинном Троицком кладбище в Петергофе собираются православные христиане и неравнодушные горожане, чтобы помолиться о упокоении всех, погребенных не только на этом кладбище, а это люди, которые верой и правдой служили своему Отечеству, строили Санкт-Петербург и Петергоф, участники войны 1812 года и другие прославленные соотечественники, но и всех православных христиан и воинов, за Веру и Отечество жизнь свою положивших.
Инициатором этих встреч является житель Петергофа Юрий Трофимович Дзядзин, член общественной организации ВООПИиК, краевед, хранитель истории и главный борец за сохранение и восстановление старинного кладбища (Петергофского Некрополя). Во время таких встреч Юрий Трофимович обязательно проводит экскурсию по кладбищу.
В Димитриевскую родительскую субботу, 28 октября, панихиду на кладбище отслужил иерей Сергий Агрест, клирик Петродворцового благочиния, священник храма прп. Серафима Саровского в Старом Петергофе.
Сначала собравшиеся помолились на месте Лазаревского храма, освященного 9 марта 1852 года во имя Праведного Лазаря, а затем на месте церкви Святой Живоначальной Троицы. Церковь была построена в 1870 году и имела три придела: во имя Св. Троицы, свт. Николая Чудотворца и прп. Иосифа Песнописца. Поэтому на месте, где находилась церковь, установлены три креста.
После панихиды, обращаясь к молящимся, о. Сергий сказал: «Дорогие братья и сестры, находясь на этом месте, хочу отметить удивительную вещь – храм может быть как угодно разрушен, хотя в Санкт-Петербурге сейчас мы видим это очень редко, поэтому не так часто приходится молиться на развалинах, где-то в глубинке это возможно увидеть гораздо чаще. Так вот – храм может быть в любом состоянии, в разрухе, но когда люди приходят туда и молятся, то храм – жив. Он оживает и живет дальше! И с кладбищем здесь происходит то же самое. Эти два храма – они совсем разрушены, ведь почти ничего и не видно! Мы приходим помолиться всего два-три раза в год, Юрий Трофимович приходит сюда, конечно, гораздо чаще! Вот и сегодня мы пришли – и видим, что все прибрано, подготовлено. Спасибо вам! И кладбище же – тоже живо! Хотя и звучит немного странно – кладбище – и живо! Но ведь у Бога – все живы! Поэтому Слава Богу, что есть такая возможность приходить сюда и спасибо всем большое за молитву!».
Затем все подошли к воссозданной по старой фотографии могиле протоиерея Алексея Алексеевича Быстреевского (17.06.1864–1928), где вознесли молитву о упокоении последнего настоятеля Троицкой церкви, в которой он прослужил до 1924 года.
В прошлом, 2022-м, году кладбищу исполнилось 250 лет. Уже около 20 лет Юрий Трофимович занимается этим заброшенным кладбищем. За это время его усилиями и стараниями не очень многочисленных добровольных помощников кладбище было расчищено от поваленных деревьев, возведен мост через ручей, более 150 (!) надгробий, которые мы видим, были найдены в земле, какие-то пришлось буквально откапывать из-под корней деревьев. Некоторые надгробия приходилось собирать по кускам, поднимать на сделанные постаменты. У Юрия Дзядзина есть надежные помощники, но этих рук катастрофически не хватает, поэтому всегда нужны неравнодушные сердца для ухода за могилами.
Юрий Трофимович работал и работает в архивах, чтобы восстановить имена и судьбы людей, захороненных на кладбище. Оказывается, на Троицком кладбище был похоронен Петергофский придворный садовый мастер Петр Иванович Эрлер, а в 1970 году, когда часть кладбища была отдана под очистные сооружения, надгробие со сбитым крестом (и его прах–?) с кладбища было перенесено в парк Александрия. Вполне правдоподобной причиной переноса захоронения П. И. Эрлера в Александрию у Капеллы, могло быть и то, что его имя очень известно и его могилу посещали многие люди, поэтому, чтобы не пугать посетителей безобразным состоянием Старо-Петергофского кладбища, его прах и надгробие перезахоронили в парке. Но, скорее всего, обе эти причины совпали. На кладбище также покоятся жена, внучка и другие родственники П. И. Эрлера.
Здесь же похоронен и купец 2-й гильдии Феодор Козушкин, на средства которого был построен Троицкий храм. У него рядом с кладбищем была скотобойня.
Кладбище много лет подвергалось разорению и разграблению местными жителями. Еще живы люди, которые помнят, как в 1948 году, будучи комсомольцами, разбирали по кирпичику Лазаревский храм и возили кирпичи на телеге для восстановления гранильной фабрики. Одно из надгробий из белого мрамора было найдено в современной кладбищенской мастерской по изготовлению памятников, подготовленное к распилу. К счастью, его удалось спасти!
Хорошо, что живет в городе фонтанов неравнодушный человек, Юрий Трофимович Дзядзин, который возвращает нас от «Иванов, родства не помнящих», к памяти о своих пращурах и истории любимого Петергофа.
28.10.2023
Наталия Ермошкина,
прихожанка Петропавловского храма Петергофа
Н. М. Сидорова,
помощник благочинного Петродворцового округа
по взаимодействию с епархиальными СМИ
Фото предоставлены Златой, Юрием Дзядзиным