Протоиерей Георгий Лаврушин принял участие в межрегиональной педагогической конференции в школе-интернате № 49 в Стрельне

Межрегиональная научно-практическая конференция «Профессиональная компетентность педагогов в школе здоровья. Реализация приоритетных направлений в сфере образования: ресурсы, методы, решения» прошла 29 марта 2024 года в школе-интернате № 49 в Стрельне. Конференция проходила в рамках XIV Петербургского Международного Образовательного Форума (ПМОФ-2024) и была посвящена предъявлению и обсуждению регионального, межрегионального изменения профессиональной позиции и компетенций педагогов в реализации приоритетных направлений в сфере образования: ресурсы, методы, решения.

В конференции приняли участие представители администрации и педагоги образовательных организаций, научные работники, методисты, специалисты службы сопровождения, педагоги-библиотекари образовательных, общественных организаций Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской области.

Протоиерей Георгий Лаврушин, директор ЦДКиО Петродворцового благочиния, был приглашен участвовать в панельной дискуссии. Модератором выступил Роман Демьянчук, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ.

В ходе панельной дискуссии «Профессиональная компетентность педагогов в школе здоровья в реализации приоритетных направлений в сфере образования: ресурсы, методы, решения» выступили спикеры.

Ирина Гришина, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления и экономики образования СПб АППО, Санкт-Петербург, отметила в своих выступлениях три важных момента: в качестве отличительной черты нашего современного общества «синдром отложенной жизни» – вывод, сделанный на основе анализа данных, проведенного в декабре 2023 года. Она подчеркнула, что важно «понимать тот уровень ответственности, который стоит перед каждым взрослым, независимо от того, учитель это или родитель. “Синдром отложенной жизни” – значит, “я сделаю это потом”. То есть мы постоянно придумываем себе или не придумываем, а у нас есть поводы, которые позволяют нам откладывать какие-то решения и какие-то действия на потом. И вторая ситуация, если мы говорим о взаимоотношениях между педагогами и родителями. В 2023 году по заданию Комитета сотрудники академии – несколько кафедр одновременно – каждая в своей области, проводили большое исследование, в результате которого выяснилось, что бо́льшая часть современных родителей высказывается за то, чтобы мы вернулись к модели советской школы, где не было выбора. Родители сами не особенно хотят принимать в этом участие, потому что гораздо проще устроить тотальный контроль своим собственным детям, а дети пытаются всеми доступными способами уйти от тотального контроля в школе и тотального контроля дома». Во второй части дискуссии она отметила, что «современная школа старается передавать современному поколению ценности предыдущих поколений. Год педагога-наставника перерос в Год семьи, и это выявило возможность влиять на родителей через детей. Очень важна передача традиций через семью, как православной семьи, так и других традиционных конфессий.

В то же время налицо разрыв поколений. Старшее поколение – отдельно, родители – на работе, дети – в школе полного дня. При этом в школе есть огромный ресурс, используя возможности нашего мегаполиса и его культурный потенциал, проводить уроки по профориентации. В связи с этим очень выросла роль учителя-воспитателя классного руководителя. Появились новые уникальные производства в нашем городе, поэтому возможности профориентации очень расширились. Важно использовать даже возможность простой прогулки в парке».

Руководитель  Регионального центра развития движения «Абилимпикс», Санкт-Петербург, Анастасия Иванова, рассказала о компетенциях для детей с ОВЗ, о возможностях получить профессию на начальном уровне, об особенностях профориентации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, о расширении этих возможностей, о развитии более узкой специализации в уже знакомых профессиях, что, несомненно, повышает возможности адаптации таких учащихся в современном обществе.

Своим опытом о возможностях внеурочной деятельности по профориентации школьников поделилась Татьяна Баркова, преподаватель по ранней профориентации государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа №547 Красносельского района Санкт-Петербурга, кандидат социологических наук. Она отметила, как важна эта внеурочная деятельность в школах. Татьяна Николаевна также подчеркнула, что для проведения такого рода занятий педагог по профориентации должен обладать более широкими знаниями и компетенциями, чем педагог-предметник.

Очень интересным было выступление Елены Новиковой-Китаевой, заведующей отделом «Музейный образовательный Центр «Новая ферма» (ГМЗ «Петергоф»), которая рассказала, какие возможности в воспитании детей дает посещение музеев. Она также отметила, что посетители часто благодарят не только за новые знания, но и за полученные эмоции. Елена Андреевна сказала, что в настоящее время «в современных музеях и для взрослых и для детей очень популярны разные art-терапевтические практики (шум воды, пение птиц, шелест листвы). Если есть возможность у музея дать занятие, связанное с творчеством, с выплеском своих переживаний, то это всегда очень востребовано у посетителей. Снижается тревожность у детей любого возраста, люди просто начинают больше улыбаться. Это также одна из наших задач».

Лариса Бикмуллина, генеральный директор ООО «Центр информационных технологий в образовании», детского оздоровительно-образовательного комплекса «Байтик», г. Казань, участвовала в панельной дискуссии в режиме онлайн. Она рассказала о важности цифровизации и ее роли в нашем современном мире, об использовании в образовательном процессе. Как любой инструмент компьютерные коммуникационно-информационные технологии – это то, что может быть использовано и во благо и не во благо и влиять соответственно по-разному, что накладывает особую ответственность на педагога.

Обращаясь к протоиерею Георгию, модератор панельной дискуссии Роман Демьянчук, сказал: «Поскольку 2024 год был объявлен Годом семьи на общегосударственном уровне, то возникает вопрос: как нам обеспечить взаимодействие с очень широким кругом людей, которые имеют отношение к сегодняшнему образованию, могут оказать влияние на это образование, какое они могут оказать влияние? Когда папа смотрит в одну сторону, мама смотрит в другую сторону, школа смотрит в третью сторону, – куда смотреть ребенку – для него это большой вопрос. Кто для него в данный момент явится наибольшим авторитетом, трудно сказать. Кому верить, во что верить?».

Отвечая на вопрос Романа Викторовича, о. Георгий сказал, что «чрезвычайно важный момент – что для любого ребенка является самым важным авторитетом. В оригинале, мы понимаем, что в семье должен быть отец, он же – глава семьи. Но, как показывает современная практика общественного устройства, чуть ли не более половины семей имеют отсутствие такового авторитета. По разным причинам – вследствие отсутствия физически отца и мужа, либо случается так, что авторитет его сомнителен. Как быть ребенку? Ибо ребенок не обладает тем багажом знаний, который поможет ему безошибочно говорить, что тот, кто делает мне приятное, тот и обладает бо́льшим авторитетом. Увы, сейчас люди, загруженные различного рода информацией, говорят, что мы считаем, мы имеем право для того, чтобы своих детей уже формировать такими, как мы видим – более рациональными для современного общества.

Увы, здесь уже политика государства и самого Министерства образования, чтобы действительно быть в созвучии с теми устоями общества, которые помогут провести ту линию, по которой будет идти становление в школе, дома. Поэтому мое мнение здесь такое, что если на конкретном примере в школе, дома люди хотят не доказать свою приоритетность, а прийти к консенсусу, то дальнейшее развитие ребенка более понятно». И закончил о. Георгий свое выступление крылатой фразой: «Делай, что должно, и будь что будет!».

Участники дискуссии обсудили перспективы изменения профессиональной позиции и компетенции педагога в сфере образования.

Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе. Протоиерей Георгий Лаврушин участвует в панельной дискуссии по благословению благочинного Петродворцового округа протоиерея Михаила Терюшова.

 

29.03.2024

Н. М. Сидорова,

помощник благочинного Петродворцового округа

по взаимодействию с епархиальными СМИ

Фото Наталии Сидоровой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *