В субботу второй седмицы Великого поста, 30 марта, в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Божественную литургию в Петропавловском соборе Петергофа совершил иерей Владимир Тарасов в сослужении диаконов Антония Сацуты и Захарии Мирзоева. По окончании службы, после проповеди, о. Владимир сказал: «Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Великопостную Родительскую субботу, мы отслужили Литургию также и о приснопамятном рабе Божием Сергии, художнике, жителе Петергофа, Сергее Николаевиче Спицыне. Он отошел в вечность 10 лет назад – 25 марта 2014 года, прожив долгую плодотворную жизнь (90 лет).
Нашей соборной молитвой мы отдали дань памяти человеку и художнику, который при жизни внес большой вклад в восстановление храмов и духовной жизни Ломоносова, Петергофа и Стрельны. Переоценить вклад Сергея Николаевича невозможно!
Скончался Сергей Николаевич тихой христианской кончиной 25 марта 2014 года. Перед смертью он сам прочитал канон на исход души. Отпевали его 27 марта 2014 года в нашем, открытом благодаря и его стараниям, Петропавловском соборе в Петергофе.
Упокой, Господи, душу приснопамятного раба Твоего Сергия и даруй ему Царствие Небесное! Аминь!».
В воскресенье, 31 марта, в центральной районной библиотеке имени Семена Гейченко прошел вечер памяти Сергея Спицына, посвященный духовной стороне его личности, участию в возрождении православных храмов в Петергофе, работам Сергея Николаевича как иконописца.
Первая встреча памяти Сергея Спицына прошла в июле 2023 года и была посвящена 100-летию со дня его рождения, его творчеству как художника, члена Союза Художников Санкт-Петербурга. Уже тогда было ясно, что в рамки одной встречи не уместить рассказ о такой масштабной личности, как Сергей Николаевич.
С интереснейшей презентацией о трудах Сергея Спицына на благо Православной Церкви на встрече выступила Зоя Тихонравова (сотрудник ГМЗ «Петергоф»), лично хорошо его знавшая. В презентации были использованы материалы и фотографии, предоставленные его дочерью, Еленой Спицыной: подробная биография отца, фотографии его основных работ, два стенда с подлинниками его эскизов к росписям и иконам, высказывания об иконописи, его взгляд на свое творчество, воспоминания Сергея Николаевича о возвращении Православной Церкви собора Архангела Михаила в Ломоносове в 1988 году и Петропавловского собора в Петергофе в 1989-м. Также были показаны фотографии из личных архивов сестер Зои и Наталии Тихонравовых, большой фотоматериал был предоставлен другом семьи Спицыных Татьяной Сурковой. Кроме этого, большую подготовительную работу к встрече провела Татьяна Петренко, сотрудница Государственного Русского музея, которая предоставила экспонаты для выставки и подготовила интересную презентацию о росписи храма преподобного Сергия в Сергиево-Троицкой пустыни.
После возвращения Церкви собора Архангела Михаила в Ломоносове и Петропавловского собора в Петергофе в начале 90-х годов прошлого века Сергей Спицын принимал участие в возрождении подворья Валаамского монастыря в Петербурге; был дружен с игуменом Андроником (Трубачевым). В этот же период он участвовал в создании православной детской школы при Петропавловском соборе Петергофа, где и преподавал. В 1993 году принимал участие в возвращении Церкви храма преподобного Серафима Саровского в Старом Петергофе, а 24 июля 1994 года участвовал в подготовке и проведении первой после долгих лет запустения службы в разрушенной церкви св. равноап. кн. Ольги в Михайловке.
Важной вехой в трудах на благо Православной Церкви стал тот период в начале 1990-х годов, когда Сергей Спицын вошел в общину Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской Пустыни в Стрельне. В 1994–1995 годах он расписал фресками (по собственному проекту) алтарную апсиду храма преподобного Сергия Радонежского (архитектор Алексей Горностаев, 1861) в Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
Как вспоминает в биографии отца Елена Спицына, «Петербургский историк Юрий Пирютко писал о Сергее Спицыне: “Незаметно, но навсегда он вошел в тот пласт художественной культуры Петербурга, ценность которого определяется не суетными критериями актуальности и ангажированности, но идеалом служения и смирения.
…Последнее тридцатилетие долгой жизни художника было связано с церковной живописью. Особо надо сказать о росписях храма, посвященного Преподобному в Свято-Троицкой Сергиевой приморской пустыни. Храм уникален в летописях церковного зодчества Северной столицы – это базилика, напоминающая архитектурные образы первых веков христианства. Прямым образцом для нее Алексей Горностаев избрал храм Преображения Господня на Синае. Однако росписи в алтарной части, существовавшие до осквернения обители, не совсем отвечали канону православия, требующему помещения здесь евхаристического чина. Сергиевская церковь уцелела в период мерзости запустения, когда большинство храмов пустыни уничтожили вандалы, но в интерьере мало что сохранилось. Появилась возможность создать новую роспись алтарной апсиды, отвечающую православному канону, и Сергей Николаевич осуществил этот труд”».
Дочь художника Елена Спицина в качестве иллюстрации, как Сергей Николаевич творчески преобразовал византийскую мозаику и сделал свой вариант росписи для апсиды храма преподобного Сергия, предоставила фотографии похожих изображений в Кафедральном соборе Монреале (Палермо, Сицилия). Исходя из пространства апсиды и богослужебных задач, в нижнем ярусе, например, вместо образа Богородицы он написал сцену Евхаристии. Также Елена представила увеличенный фрагмент, по которому видно, как Сергей Николаевич работал над проблемой перевода мозаики во фреску. В качестве дополнения приводится подобная мозаика в соборе Преображения Господня в Чефалу, Сицилия.
В 2006 году Сергей Спицын написал четыре алтарных иконы (образ Иисуса Христа, образ Богородицы, Архангела Михаила, Архангела Гавриила), шесть икон для царских врат и две храмовые иконы – св. Андрея Первозванного и свв. Зосимы и Савватия Соловецких – и подарил их храму св. Андрея Первозванного в Петергофе. Настоятель храма отец Валериан Камитов благословил Сергея Николаевича написать иконы. Сначала он отказывался, не считая себя вправе писать иконы, но потом согласился, понимая, что это было необходимо сделать.
К проектированию иконостаса для храма св. Андрея Первозванного Сергей Николаевич привлек своего крестника, архитектора Илью Киселева. Илья Анатольевич рассказал, что Сергей Николаевич предложил ему несколько идей, над которыми он думал, пока, наконец, этот иконостас ему не приснился, в прямом смысле этих слов.
Позже для иконостаса были написаны другие образы, на дереве, а иконы Сергея Николаевича (написанные на ДВП) в 2017 году были перенесены в храм-часовню во имя св. блг. князя Александра Невского при Военном институте железнодорожных войск в Старом Петергофе.
По инициативе Сергея Спицына его крестник Илья Киселев (также присутствовавший на встрече) спроектировал деревянную часовню Александра Невского в ВОСО. Косвенно это тоже вклад Сергея Николаевича в возрождение православия в нашем городе, в воинских частях в том числе.
Именно в этот храм-часовню перенесены иконы, написанные для церкви Андрея Первозванного. Тем отраднее было участие во встрече иерея Владимира Тарасова, священника, служащего в храме-часовне, и курсантов Военного института железнодорожных войск, которые помогают батюшке в алтаре.
В 2009 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром Сергей Спицын был награжден серебряной медалью “Святого Апостола Петра” в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви. Медаль, врученная С. Н. Спицыну 5 мая 2009 года, имеет наградной лист, и по поводу вручения медали в газете “Вестник Александро-Невской лавры”, была размещена подробная статья. Эти документы выставлены в витрине, оформленной к памятной встрече в выставочном пространстве библиотеки.
Звон колоколов – это голос храма. Благодаря Сергею Спицыну, на звоннице Петропавловского собора появились 3 самых больших колокола. Через Сергея Николаевича состоялось взаимодействие петергофской «двадцатки» с колокольным заводом в немецком городе Аахене. Друг Сергея Николаевича Виктор Васильевич Антонов (советский и российский историк, краевед, искусствовед) был дружен с Дитрихом Бахманом, учителем музыки в Аахене, виолончелистом.
Члены «двадцатки» написали обращение к немецким христианам с просьбой помочь с приобретением колоколов для собора, и Д. Бахман организовал сбор средств по католическим приходам. На один из трех приобретенных колоколов Д. Бахман пожертвовал свои личные средства.
Постройка колоколов и передача их в Петропавловский собор Петергофа для Бахмана были не просто благотворительным делом. Он видел в этом реализацию примирения, искупление вины немецкой нации и прославление Бога. Говоря о колоколах, он с большими паузами, вдумчиво произносил по-русски: «Война. Блокада. Колокола. Аллилуйя!». И поднимал глаза к небу.
Любопытна история создания Сергеем Спицыным образа Космического Ангела, которую рассказала Татьяна Суркова. Сергей Николаевич увидел буклет, изданный в Париже для конференции ученых-физиков, изучающих магнитосферу Земли. Его поразило сходство красок и форм иконописных ангелов и меняющегося от солнечного ветра изображения магнитного поля Земли – так и появился Космический Ангел.
С 1960-х гг. Сергей Николаевич с супругой Раисой Яковлевной и детьми Аленой и Антоном жили в Старом Петергофе в своем доме на 1-й Линии. Церкви поблизости не было, и на богослужения он ездил в Александро-Невскую лавру, Никольский собор и в Покровскую церковь в Мариенбурге.
В эти же годы Сергей Спицын познакомился с отцом Петром Белавским, одним из столпов православия ХХ в., духовником прославленной Церковью преподобномученицы Марии Гатчинской. Отец Петр служил в Покровском храме в Мариенбурге, и Сергей Николаевич с женой Раисой Яковлевной были прихожанами этого храма до самой кончины о. Петра в 1983г.
В 1970-80-е годы Сергей Спицын был дружен с митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом), состоял с ним в переписке, ездил к нему в Ярославль, написал его портрет, который сейчас находится в собрании Русского музея. Копия письма Владыки представлена в презентации.
В течение многих лет С. Н. Спицын был связан близкими, дружескими отношениями с ученым-математиком и историком церкви Сергеем Андреевичем Зегждой, собиравшим материалы о священномученике Вениамине, митрополите Петроградском и Гдовском, и пастырях основанного им Александро-Невского братства, священномучениках и исповедниках Православной Церкви, к кругу которых принадлежал митрополит Иоанн Вендланд.
Во встрече также принял участие доктор исторических наук, профессор СПбГУ, кандидат филологических наук, кандидат богословия протодиакон Владимир Василик. Он рассказал о своих личных встречах с Сергеем Николаевичем. Наряду с Сергеем Андреевичем Зегждой, о. Владимир назвал Сергея Спицына своим наставником. Первые слова памяти о Сергее Николаевиче, которые были написаны сразу после смерти художника, принадлежат именно о. Владимиру.
В заключение хотелось бы привести слова С. А. Зегжды из его прощальной речи: «Теснейшая, глубоко сокровенная связь митрополита Иоанна с художником Сергеем Спицыным открылась и ярко выразилась в том, что скончались они не только в один и тот же день года, но и в один и тот же час дня: 25 марта в 18 часов вечера. Причем точно через четверть века. Замечательно, конечно, и то, что и у того и у другого кончина была безболезненной, непостыдной и мирной». Отпевание Сергея Спицына прошло в соборе св. апостолов Петра и Павла, похоронен он на Бабигонском кладбище в Петергофе.
Интересно отметить, что 30 марта – Вселенская Родительская суббота, когда молились о упокоении приснопамятного раба Божия Сергия, является днем рождения Раисы Яковлевны Спицыной – соратницы и помощницы Сергея Николаевича во всех его начинаниях, его верной опоры в жизни – и здесь они оказались вместе.
По свидетельству дочери, Елены Сергеевны Спицыной, Сергей Николаевич любил музыку Георгия Свиридова и знаменное пение. Поэтому во время встречи прозвучали несколько фортепианных произведений Георгия Свиридова и Василия Калинникова в исполнении Светланы Спировой. Украсило встречу и выступление ансамбля знаменного пения «Стопица» под руководством Елены Олехнович.
Как назидание всем нам, хочется закончить рассказ о нашем земляке словами Зои Тихонравовой: «Я вспоминаю Сергея Николаевича с благодарностью не только за то, что он очень много сделал для Церкви, для горожан, но и за то, что в его лице я видела образ правильного христианина: деятельного, готового откликнуться и помочь, всегда радостного, веселого и никогда не унывающего».
30-31.03.2024
Зоя Тихонравова,
Прихожанка Петропавловского собора Петергофа,
Татьяна Петренко,
Прихожанка храма Серафима Саровского в Старом Петергофе,
Н. М. Сидорова,
Помощник благочинного Петродворцового округа
по взаимодействию с епархиальными СМИ
Фото предоставлены участниками встречи