В Петергофе отметили 175 лет со дня рождения архитектора Николая Султанова

          В Неделю о мытаре и фарисее, 9 февраля, Божественную литургию в соборе Петра и Павла в Петергофе, возглавил благочинный Петродворцового округа и настоятель собора протоиерей Михаил Терюшов в сослужении клира собора. В завершение воскресной проповеди отец Михаил сказал, что за Божественной литургией молились о упокоение архитектора собора Николая Владимировича Султанова, который родился 28 января (9 февраля) 1850 года.

Днем в отеле «Новый Петергоф» состоялась встреча, посвященная юбилею архитектора. В зале присутствовало духовенство, среди гостей встречи были Наталия Альбертовна Дзядзько, директор Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры», глава Муниципального образования города Петергофа Александр Шифман, депутат ЗакСа Михаил Барышников, представители Администрации, руководство отдела образования и информационно-методического центра Петродворцового района, депутаты, сотрудники Государственного музея-заповедника «Петергоф», представители творческой интеллигенции, прихожане храмов благочиния.

Отец Михаил открыл встречу цитатой Николая Владимировича Султанова: «Петергофская церковь будет, конечно, моей “лебединой песнью” в архитектуре», подчеркнув, насколько любим и дорог был собор его создателю. Он также отметил, что в 2025 году исполняется 320 лет Петергофу, 120 лет со дня освящения собора и 35 лет возобновления регулярных богослужений. Встреча, посвященная 175-летию со дня рождения Николая Владимировича Султанова – первая в череде этих знаменательных событий.

Искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов Ярослава Бубнова выступила с докладом «Созидатель. Николай Султанов».

Для жителей Петергофа имя Николая Владимировича Султанова, прежде всего, связано с собором святых апостолов Петра и Павла, который является одним из ярких примеров его мастерства. Архитектурный проект собора был выбран из нескольких вариантов, представленных на конкурс, и одобрен лично императором Александром III. Николай Владимирович был не только архитектором, но и художником – автором эскизов, по которым была изготовлена уникальная церковная утварь, предметы убранства собора, в том числе мебель.

Особого внимания заслуживает уникальный майоликовый иконостас Петропавловского собора в Петергофе, изготовленный на гончарном заводе Михаила Васильевича Харламова. Как и все в этом храме, он был устроен с особым вниманием к нуждам молящихся, что Султанов сам поясняет в своей книге «Описание новой придворной церкви свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, что в Новом Петергофе», изданной в 1905 году.

Одновременно с постройкой собора Н. В. Султанов руководил работами по сооружению памятника Александру II в Московском Кремле, который воздвигался по его проекту. Он часто отлучался во вторую столицу, но знакомился со всеми решениями строительной комиссии и лично вникал во все мельчайшие подробности по постройке собора.

Следует добавить, что, Н. В. Султанов был и талантливым педагогом, вырастившим плеяду выдающихся зодчих. Он также является автором «теории русского стиля».

Талант Султанова был многогранен. Он оставил после себя не только великие архитектурные шедевры, но и замечательные публикации, учебные курсы и методические разработки. И не только по архитектуре, но и русской археологии. Султанов занимался изучением русской допетровской архитектуры, декоративно-прикладного искусства и даже костюма. Создает в русском стиле интерьеры и их наполнение, мебель, ткани для мебели.

Архитектор участвует в реставрации Никитского монастыря в Москве, дворца Царевича Димитрия в Угличе и других зданий и усадеб.

Построенный в 1894–1905 годах и освященный 12 (25) июня 1905 года, Петропавловский собор Петергофа за свой недолгий век стал свидетелем переломных исторических событий – Первой мировой войны, революции, периода страшных гонений на Русскую Православную Церковь и особенно во время Великой Отечественной войны, когда собор подвергался непрерывным артобстрелам и бомбежкам. Великолепным фасадам и внутреннему убранству собора были нанесены очень серьезные повреждения.

Следует напомнить, что, началом первой серьезной реставрации собора можно считать выдачу Государственной инспекцией охраны памятников (ГИОП) задания Специальному научно-производственному объединению «Реставратор» (СНПО) на восстановление собора. В 1972 году собор был взят на учет, а в 1974 году поставлен под охрану государства как памятник истории и культуры. В это время началось возведение строительных лесов непростой конфигурации для обмеров памятника и проектирования. Эта трудная, но почетная работа была возложена на заслуженного архитектора России Евгения Павловича Севастьянова. Под руководством Е. П. Севастьянова в 1975–1985 годах СНПО произвело реставрацию фасадов. Сейчас собор проходит второй этап восстановительных и реставрационных работ.

Приятным сюрпризом для всех присутствовавших явилось выступление художника-реставратора Вышей категории Министерства культуры Российской Федерации Станислава Борисовича Щигорца, который в начале 1990-х годов реставрировал уникальный майоликовый иконостас Петропавловского собора Петергофа. Станислав Борисович рассказал, что, почти полностью уцелевший после Великой Отечественной войны, огромный иконостас был варварски обезображен вандалами в 1960-е годы, которые бессмысленно разбивали уникальные изразцы – таким он и предстал перед отважными реставраторами. Миссия реставрировать этот майоликовый шедевр была практически невыполнима, однако, тогда молодой и амбициозный реставратор со своими соратниками взялись за это дело. Ветеран реставрационного искусства также рассказал о технических трудностях восстановления крупных деталей иконостаса; о кропотливом труде художников по подбору уникальных по своей цветовой гамме красок для восстановления орнаментов на изразцах. Одна художница из его группы целый год трудилась над смешением пигментов в поисках нужных, «султановских», оттенков – были изготовлены тысячи пробных изразцов. Очень сложным оказался процесс по подбору состава глин, многоступенчатый процессе обжига изразцов и многое другое. Как выяснилось по окончании выступления, обширные фотоматериалы и факты, изложенные в докладе С. Б. Щигорца, еще нигде не были опубликованы.

Исполняющий обязанности генерального директора Акционерного общества «Ренессанс-Реставрация» – исполнителя реставрационных работ – Алексей Юрьевич Герасимов рассказал о сложностях современного реставрационного процесса.

Ведущий архитектор-реставратор Вероника Юрьевна Фомичева посвятила свой доклад проведению реставрационных работ на фасадах собора. В своей презентации она показала фотографии значительных утрат в элементах фасадов, как выглядели объекты до и после реставрации. Она наглядно показала и рассказала об объеме проделанных работ. Вероника Юрьевна также поведала об интересных находках – в одном из перекрытий был обнаружен неразорвавшийся советский снаряд времен Великой Отечественной войны. При разборке луковицы над Северным приделом обнаружили в ней бутылку с запиской, вероятно, автора этой луковицы – Рыбичева Валентина Павловича, 1925 года рождения, в которой он сообщил, что  «реставрировал собор св. Петра и Павла с 1979 года по сей день 26 мая 1983 года», и просил найти его дочерей (имена указаны) или их потомков и сказать им, что «предок реставрировал собор в 1983 году».

Главный конструктор – Валерий Александрович Калинин – рассказал об основных аспектах инженерной реставрации фасадов собора, наглядно проиллюстрировав фотографиями, как идут эти работы.

Доклады современных реставраторов очень заинтересовали аудиторию – они приоткрыли завесу некой тайны, которая скрывалась за сеткой строительных лесов, покрывающей собор уже не один год.

Отрадно было отметить, что реставрационные работы ведутся очень тщательно, с большим вниманием к существующим проблемам, которые являются следствием 120-летней жизни собора в прошедшую непростую историческую эпоху. Современные технологии, применяемые в реставрационных работах, в полном соответствии с требованиями сохранения подлинности этого замечательного памятника архитектуры, дают надежду на то, что «“лебединая песнь” в архитектуре» великого зодчего Николая Султанова еще долго будет радовать верующих и гостей Петергофа своей восстановленной красотой и величием.

В программе встречи был также заявлен «свободный» микрофон – возможность задать вопросы докладчикам. Гости встречи не только спрашивали докладчиков, но и выступили с дополнениями о первоначальной реставрации собора, свидетелями которой они были. Особенно важным и актуальным вопросом оказалось устройство дренажной системы собора. На него ответил Алексей Герасимов, а затем дополнила Наталия Альбертовна Дзядзько. Как выяснилось, проблема недостаточной эффективности системы гидроизоляции и дренажа существовала для собора всегда. Сам архитектор Н. В. Султанов тоже искал способы предотвращения проникновения грунтовых вод в подвалы собора. Как пояснила Наталия Альбертовна, тема отвода вод актуальна не только для архитектурных сооружений, но и для парков Петергофа. Она подчеркнула, что решение этого сложного вопроса зависит не только от Комитета по охране памятников, но и от целого комплекса инженерно-технических мер, которые необходимо будет предпринять администрации района, но уже с другими заказчиками. Наталия Альбертовна отметила, что после завершения реставрации фасадов в 2026 году, реставрационные работы в соборе будут продолжены уже в его интерьерах, поскольку в двух верхних приделах, освященных в честь прп. Ксении Римляныни и св. блг. князя Александра Невского, сохранились фрагменты подлинной росписи палехских мастеров, которые законсервированы и являются предметами охраны.

В заключение встречи ведущая программы помощник благочинного по СМИ Наталия Сидорова представила выставку книг из фондов Центральной районной библиотеки имени Семена Степановича Гейченко, посвященных академику архитектуры Николаю Владимировичу Султанову и его детищу – Петропавловскому собору Петергофа.

Организатором встречи выступило Петродворцовое благочиние Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, при поддержке гостиничного комплекса «Новый Петергоф», который любезно предоставил для проведения встречи прекрасно оборудованный конференц-зал.

 

09.02.2025
Н. М. Сидорова,
Помощник благочинного Петродворцового округа
по взаимодействию с епархиальными СМИ
Фото Анастасии Панкиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *