Межрегиональная научно-практическая конференция «Предметно-пространственная здоровьесберегающая среда в современной школе здоровья как условие формирования учебных и социальных навыков у детей с ОВЗ» прошла 25 марта 2025 года в ГБОУ школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья», в Стрельне.
Конференция проходила в рамках XV Петербургского Международного Образовательного Форума (ПМОФ-2025) и была посвящена созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения современной школы здоровья.
В конференции приняли участие представители администрации и педагоги образовательных организаций; научные работники; деятели культуры и искусства, методисты; специалисты службы сопровождения, педагоги-библиотекари образовательных, общественных организаций Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской области.
Протоиерей Георгий Лаврушин, директор ЦДКиО Петродворцового благочиния, был приглашен участвовать в панельной дискуссии. Модератором выступила Маргарита Колесникова, доцент кафедры педагогики и андрагогики, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО).
В ходе панельной дискуссии «Предметно-пространственная среда в современной школе здоровья как условие формирования учебных и социальных навыков у детей с ОВЗ в реализации магистральных направлений в сфере образования» выступили спикеры. Открывая дискуссию, Маргарита Колесникова подчеркнула ее междисциплинарный характер, поскольку свои мнения на площадке высказали представители образования, Православной Церкви, музейные и театральные работники.
Для обсуждения были предложены вопросы влияния предметно-пространственной среды на качество образования, ее способствование достижению целей, заложенных в образовательной программе школы; насколько важно и насколько возможно при создании предметной среды учитывать мнение педагогов, учащихся, родителей.
Комментируя тему взаимодействия семьи и школы, протоирей Георгий сказал: «Воспитание ребенка невозможно без созвучия школы и семьи. Мы постоянно говорим о роли семьи и понимаем, что среда формирует многие аспекты жизни ребенка. Сейчас мы много говорим о том, что необходимо приобщать родителей к образовательному процессу, насколько это позволительно в рамках наших образовательных стандартов. Нельзя весь процесс формирования личности делегировать образовательным учреждениям. То есть, семья обязательно должна быть в тандеме.
Например, в спорте можно организовать поход с присутствием родителей, чтобы дети видели, что какая-то просветительская поездка по нашему региону интересна не только им, но и их родителям. Потому что и родители открывают для себя что-то новое. Вот этот тандем подчеркивать каждый раз, в каждом проекте, насколько это возможно. Это, разумеется, касается и духовной сферы – например, паломническая поездка в Александро-Невскую лавру может раскрыть не только элементы искусства, культуры, можно сходить на монастырское кладбище, чтобы показать, сколько великих людей там захоронено! И эти захоронения – символичны, чтобы была память об их жизни, их роли и вкладе в развитие нашего государства».
Также обсуждались возможности использования предметно-образовательного пространства партнеров: оздоровительные детские лагеря с образовательными программами; внеурочная деятельность: экскурсии, музеи; профориентационная работа.
И в этой связи география места – Петергоф, очень актуализировала тему Музейной педагогики как средства достижения целей формирования патриотического воспитания, ценностных ориентиров. Насколько важно при достижении заявленных целей погружение в историческую среду? Важно ли для получения эмоциональной сопричастности проведения внеурочных занятий в стенах музея? Или достаточно современных интерактивных средств обучения? – Обо всем этом рассказала Елена Новикова-Китаева, заведующая отделом «Музейный образовательный Центр «Новая ферма», обратив внимание аудитории, что посещение музея является для ребенка работой, как умственной, так и физической. Поэтому возможности ГМЗ «Петергоф» с его ландшафтами для этих целей просто уникальны.
Актуально прозвучала важность Театральной педагогики как одного из приоритетных направлений в современной школе, которую в своем выступлении подчеркнула Людмила Манонина-Петрович, театральный режиссер, учредитель и художественный руководитель Театральной компании «Ковчег», основатель и художественный руководитель детской театральной студии «Рубикон», член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Людмила Николаевна обратила внимание аудитории на важность взаимодействия с родителями в театральной педагогике. В театральной студии, в театре, очень важно не сравнивать своего ребенка с кем-то. Потому что пользы в таких сравнениях нет, а вот вред можно нанести непоправимый. Поэтому в первую очередь нужно вести работу с родителями. Чтобы вывести ребенка на сцену, его нужно подготовить.
И в заключение снова был поднят вопрос – ребенок в цифровом пространстве! Как избежать пагубного влияния всепоглощения ребенка цифровизацией? Полифункциональность и трансформируемость предметно-пространственной образовательной среды.
Людмила Манонина-Петрович высказала мнение, что «театральная студия – это то, что может стать альтернативой цифровизации! Театр может отвлечь ребенка от интернета, потому что живое общение ни с чем несравнимо!».
Протоиерей Георгий, подчеркивая важность темы цифровизации, сказал: «Наверное, придется повторить, что, имея возможность зафиксировать на данной площадке мнение Церкви по этому вопросу, приведу слова Максима Исповедника, который говорил: “не бывает вещей, дурных по своей природе, бывает дурное их использование”. Цифра как гаджет завлекает человека, делает его уязвимым. Человек фактически становится асоциальным, и иногда дело доходит до психиатрии. …Это – уже почти политический вопрос. Поэтому, уважаемые коллеги, мы всегда в ответе не только за тех, кого мы приручили, а и за тех, кого мы учим. И, безусловно, кого мы воспитываем. И что мы хотим получить на выходе. Если мы говорим о высоких чувствах любви, жертвенности, то, извините, цифровой формат здесь плохой компаньон тому человеку, раз чувственный элемент – максимум на уровне инстинкта. Дальше уже ничего не простирается. Что касается более высоких целей и задач, то без реальности хоть отображенной в познании окружающего мира, проявлении себя, как мы здесь говорили, в творчестве, – шансов других у нас просто не будет, насколько я это вижу».
Подводя итог дискуссии, модератор Маргарита Колесникова подчеркнула, что без сохранения традиционных ценностей нельзя воспитать здоровое в духовно-нравственном смысле поколение и личность.
Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе. Протоиерей Георгий Лаврушин участвует в панельной дискуссии в рамках действующего соглашения между ЦДКиО и школой-интернатом №49 по взаимодействию в сфере образования.
25.03.2025
Н. М. Сидорова,
помощник благочинного Петродворцового округа
по взаимодействию с епархиальными СМИ
Фото Наталии Сидоровой