Рубрика: «Крестом и Молитвой…»

 Мы ходим в храм Божий, чтобы помолиться, принять участие в Таинствах Исповеди и Евхаристии. И мы знаем, что ни одно из таинств невозможно без священника. Мы знаем наших батюшек, почитаем их, прислушиваемся к их духовным советам. Но не всем из нас известно, что кроме ежедневных богослужений, исполнения наших треб, все священники также несут дополнительные послушания, такие как молитвенное окормление больниц, домов-интернатов для престарелых и психоневрологических учреждений. Есть также и служение в местах заключения.

В день празднования памяти св. вмц. Анастасии Узорешительницы, 04.01.2021, святой, которая прославилась тем, что при жизни творила дела милосердия и стремилась облегчить страдания людей, томившихся в темницах, мы публикуем рассказ о таком служении иерея Алексия Венкова, настоятеля храма св. равноап. вел. княгини Ольги в усадьбе «Михайловка» (Санкт-Петербургское ш., 109, корп. 5, пос. Стрельна):

 

ТЮРЬМА И ВЕРА

 

«Идеже умножится грех, преизобилует

                                                                    Благодать Твоя». Молитва Симеона

                                                                    Метафраста ко святому Причащению.

 

Меня попросили рассказать о моем служении в местах лишения свободы.

Это служение началось в октябре 2008 года в следственном изоляторе №1 «КРЕСТЫ», а затем, с февраля 2009 года, и в исправительной колонии №8 под Борисовой гривой. За эти 12 лет я ни разу не пожалел об этом.

В этой короткой заметке я хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями о тех людях, духовно сопровождать которых я был призван.

Круг моих подопечных и духовных чад очень широк, – от алиментщиков и мелких хулиганов до убийц и насильников. Хорошо помню, что одним из первых моих «открытий» было то, что люди в заключении – и подозреваемые и преступники с доказанной виной перед обществом, перед Богом, – точно такие же люди, которые ходят по свободной земле, с чаянием общения с Богом и спасения в Нем. Среди них были профессор, глава юридической фирмы, наркодилеры, бывшие сотрудники правоохранительных органов, шоферы-дальнобойщики. Были среди них и приговоренные к пожизненному заключению.

Опыт показывает, что потребность в Богообщении у заключенных значительно более выражена, чем у людей вольных. Этим, наверное, и объясняется большая востребованность нашего служения, особенно в следственных изоляторах.

Наряду с православными, мне нередко приходится беседовать и с мусульманами, и с людьми, не принадлежащими ни к какой конфессии.   В беседах с заключенными (за редким исключением) чувствуется их уважение к Богу, стремление приблизиться к Нему. Иногда это проявляется в потребности основательной теоретической и молитвенной подготовки к исповеди, иногда (у тех, кто впервые говорит со священником) в желании сразу причаститься.

Самым главным делом в нашем тюремном служении я полагаю таинство Покаяния. По мере сил стремлюсь, чтобы любое общение с заключенными и сотрудниками привело их к исповеди. Исповедь заключенных отличается предметностью, а покаяние – искренностью. Я нигде не видел столько мужских слез о своих грехах, как в тюрьме.

Наконец, должен отметить ответственность заключенных в подготовке к Причастию и исполнении наложенных епитимий. Епитимии я накладываю на убийц и на наркодилеров. Бывали случаи, когда заключенный, достойно подготовившись к Причастию, отказывался от него из-за несоответствующего душевного состояния и говорил мне: «Я боюсь!». На такие слова возразить нечего.

Значение проповеди, как заключенным, так и сотрудникам учреждений, весьма велико, так как после них неизменно возникают вопросы о Боге и вере, что способствует сближению человека с Богом. Разумеется, проповедь должна быть понятна и доходчива, а главное – искренняя. Любая фальшь в тюрьме видна издалека.

Резюмируя сказанное, хочу отметить следующее и принципиальное:

— для обретения и укрепления веры в Бога тюрьма – одна из самых лучших школ человеческой жизни,

— заключенных и вышедших из заключения людей нельзя воспринимать, как заведомо ущербных в отношении Бога и веры. Скорее, наоборот…

— наша пастырская задача – дальнейшее всемерное укрепление их веры и содействие спасению их душ.

 

Иерей Алексей Венков.

 

Мы благодарим о. Алексия за его рассказ и продолжим публикации о пастырском служении в других местах, а не только в наших приходских храмах. Ведь такое окормление – это и дело милосердия и миссионерское служение одновременно.

 

04.01.2021 г.

Сидорова Н.М.

Помощник благочинного Петродворцового округа

по взаимодействию с епархиальными СМИ

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *